Нынче повсеместным клонированием, то есть копированием чужих идей и результатов труда
никого не удивишь — клонирование приобрело массовый и масштабный характер. Издатели книг
заимствуют (клонируют) информацию с интернет-сайтов, владельцы этих сайтов заимствуют материал
с изданных клонированных книг, издатели снова занимаются клонированием сайтов в книгах и т.д.
В общем, клон на клоне сидит и клоном погоняет. Не обошла тенденция клонирования и рекламу.
Рассмотрим наиболее яркий пример клонирования в рекламе.
Одно время в Санкт-Петербурге в вестибюлях станций метрополитена была массово представлена
реклама напитка "Молотов Коктейль". Здесь представлено изображение этого рекламного плаката,
рассмотрим его внимательнее. Первым делом бросаются в глаза две довольные физиономии: девушки
и некоего субъекта в капюшоне. Эти две личности держат в руках бутылки с коктейлем, при этом бутылки
"фонтанируют" таким чудесным образом, что уничтожают летящие в космосе банки. Также довольно
заметна надпись: "Молотов Коктейль: Атака «Молотов!»", а в левом нижнем углу маршируют те же бутылки
с коктейлем.
Начнем искать клонов по порядку. Человек в капюшоне, надпись "Атака «Молотов!»", а также две
струи из бутылок, напоминающие лазерные мечи, явно заимствованы из фильма Джорджа Лукаса
"Звездные Войны. Эпизод 2: Атака Клонов." Человек в капюшоне по своему внешнему виду,
больше похожем на древнего друида, должно быть символизирует некоего джедая с любимым лазерным мечом,
при этом своей фигурой и лицом более походит на императора темной империи из упомянутого фильма.
Струи из бутылок, столь лихо разрывающие летящие в космосе банки — все это напоминает эпизод
из фильма Пола Верхувена "Звездный Десант". Вспомним эпизод из фильма: ...космические корабли
со звездным десантом на борту приближаются к планете ненавистных жуков. В это время гигантские жуки
выпускают из недр своих организмов мощнейшие плазменные разряды, которые быстро устремляются
в космос и достигают космического флота землян со звездным десантом на борту. И взрываются и гибнут
космические корабли от плазменных разрядов, и гибнут, гибнут добры-молодцы из числа десанта...
Ну а девушка в кепке, очевидно, представляет собой пилота одного из кораблей десанта.
Впрочем, летящие банки также стилистически символизируют очень распространенную в последнее
время рекламу алюминиевых банок как тары для напитков. В этом случае стуи из стеклянных бутылок,
триумфально побеждающие банки, должны по замыслу создателей рекламы символизировать
окончательную и бесповоротную победу обычных стеклянных бутылок над алюминиевыми банками.
Очевидно, что производители напитка "Молотов-Коктейль" по каким-то причинам не могут
наладить производство своего напитка в алюминиевых банках, поэтому выместили свою досаду на столь
ненавистных банках в pекламе.
В левом нижнем углу марширующие бутылки с коктейлем явно заимствованы из известного фильма
Алана Паркера "Стена" с участием группы Pink Floyd. Кто видел фильм "Стена", тот сразу увидит прямую
аналогию. Только в фильме бодро и энергично маршировали анимированные молотки, а на плакате
им стали подражать бутылки.
Подведем итоги. Отрадно то, что рекламисты при создании своего рекламного произведения проявили
свой интеллект и знания кинофильмов, что говорит об образованности этих дизайнеров. Также они обладают
и чувством юмора, позволившем на плакате удачно скомпоновать столь разные образы и сюжеты из
кинофильмов. Такая гибкость и смелость решения, а также знание фильма "Стена" говорит о молодости
дизайнеров рекламы, скорее им не более 25-30 лет.
В целом, получился очень яркий, интересный и запоминающийся рекламный плакат. Воздадим должное
рекламистам — им удалось для напитка "Молотов Коктейль" создать неплохой рекламный образ,
который явно сподвигнет некоторых любителей напитков хотя бы попробовать коктейль. Мне этот плакат
понравился, по крайней мере оригинально и несколько поднимается настроение, когда узнаешь знакомые
образы клонов на плакате. Но вот меня этот плакат так и не побудил купить и попробовать "Молотов
Коктейль" — я как обычно купил вина.
Попробуем шире взглянуть на наличие заимствования идей, образов и сюжетов в рекламе,
т.е. клонировании. Ни для кого не является секретом, что масштабные рекламные кампании требуют
колоссальных денежных затрат. Но эти затраты себя оправдывают — у потенциальных потребителей
откладываются в подсознании знакомые рекламные образы, что позволяет успешнее сбывать
производителям свою разнообразную продукцию, в том числе и кинопродукцию и прочий ширпотреб.
Но некоторые рекламодатели, чтобы сэкономить на рекламе и заставить работать на себя уже
раскрученные чужой рекламой образы, подстраивают свою рекламу под чужие успешные рекламные
ролики и проекты, т.е. подражают чужой рекламе. Часто это происходит в шуточной и юморной форме
пародии и подражания, что особенно не встречает противление потребителей и даже им нравится.
Кроме того, такая "шуточная" форма клонирования может позволить успешно построить свою рекламную
кампанию в том числе за счет чужого рекламного ролика или любой рекламы, уже массово
растиражированной и навязчивой, и уже порядком надоевшей потребителю. Так что в будущем нас
ожидает еще большее количество клонов, их атака на нас уже началась.